Даже люди, которые никогда не практиковали йогу, наверняка ни раз слышали термин «гуру». В современном мире он стал синонимом слова учитель, преподаватель, человек, который в определенной сфере достиг выдающихся высот и имеет полное основание делиться своим опытом с другими людьми, желающими его перенять. Мы слышим «Гуру бизнеса», «Гуру медицины» и сразу понимаем, что речь идет о людях, уважаемых в своей сфере, с мнением которых считаются и к позиции которых прислушиваются.
На самом деле, «гуру» — это слово на санскрите. Буквальный его перевод звучит как «тяжелый» в смысле весомости и положительных качеств. Гуру йоги – это духовный мастер, человек, достигший определенного уровня просветления. А сама гуру-йога – это школа духовного обучения, основанная на полном доверии Ученика авторитету своего Учителя. Этот принцип принят в очень многих духовных традициях: в буддизме, индуизме, суфизме и даже православии. Более того, им мы чаще всего руководствуемся в любой жизненной сфере, за изучение которой принимаемся (музыка, живопись, вождение авто, обучение компьютерной грамотности и т.д.). Ведь всегда легче идти за кем-то, кто уже прошел путь в интересующем тебя направлении. Можно, конечно, заниматься саморазвитием, но такой путь будет сложнее и дольше, да и «шишек» на этом пути будет набито немало. Вот почему мы часто слышим советы о том, что лучше сначала заниматься той же йогой под модераторством опытного инструктора, который поможет освоить базовые асаны и пранаямы, а уже потом при желании «пускаться в свободное плавание».
В этом свете становится ясно, что гуру-йога – это не какой-то отдельный стиль йоги с выбором определенных асан, медитаций и прочих духовных и физических практик. Это просто способ обучения йоге, основанный на том, что Ученик беспрекословно полагается на авторитет Учителя, его решения и указания. Это вовсе не значит, что Учитель приравнивается к Божеству, а его методы, видение и понимание йоги – есть догма и единственно верный путь. Напротив, Учитель не отрицает существование тысячи других путей. Но суть Гуру-йоги в том, что Ученик следует по пути Учителя до тех пор, пока не увидит собственный отличный путь и не будет готов на него свернуть.
В процессе же обучения Ученик целиком принимает стиль, метод, особенности практики йоги, выбранные для него Учителем. Это могут быть регламентированные асаны Хатха-йоги, пранаямы и очистительные упражнения, медитации, пение мантр или чтение священных текстов. И при этом даже не важно, насколько правилен выбор Учителя. Смысл Гуру-йоги в повиновении и следованию этим указаниям.
Такой подход – заметный удар по Эго Ученика и серьезное испытание для многих. Человеку свойственно сомневаться, перепроверять, перестраховываться. Гуру-йога – практика, которая призвана ослабить Эго и довериться Учителю, просто последовав за ним. При этом и положительный результат обучения Ученику не удастся записать на свой счет и «подкормить» тем самым Эго. Результаты практик гуру-йоги – тоже всецело заслуга Учителя. А ведь именно подавление Эго – признанный эффективный путь к вершине йоги – просветлению, самадхи. Вот почему гуру-йога издревле признана всеми буддистскими школами Тибета.
Кто же может претендовать на почетное звание Гуру? Эта личность должна обладать множеством характеристик. Безусловно, этот человек должен быть хорошо образован. Но одного только номинального знания, о том, как совершенствоваться, мало для того, чтобы быть Учителем. Нужно самому через собственный опыт пропустить эти знания и добиться выдающихся результатов в развитии своих человеческих качеств. Кроме того, Гуру должен быть не просто надсмотрщиком для своего Ученика, отдающим приказы, а стать духовным другом, который поможет подопечному получить со временем улучшенную версию себя – созидательную и конструктивную. Гуру – это тот, кто умеет установить настоящую духовную связь с Учеником, иметь первостепенное стремление не свои умения продемонстрировать и получить восхищенные аплодисменты, а помочь Ученику достичь духовных высот.
А что же Ученик? Каковы его принципы поведения внутри философии Гуру-йоги?
Прежде всего, Ученик должен иметь желание обучаться и утвердиться в нем, наполниться решимостью к духовной трансформации. В йоге даже есть правило, что Учитель найдется только тогда, когда Ученик полностью осознает свою готовность к обучению.
При этом обучаемый должен быть полностью открытым для контакта с Гуру, но при этом не создавать из Наставника кумира, не обожать и не поклоняться ему. Ученик должен уважать Гуру, принимать и выполнять установленные им правила, традиции и порядок. Цель же Наставника – не навязать свою волю, а, наоборот, помочь Ученику обрести свободу выбора, найти собственный путь и смелость вступить на него.
Таким образом, Гуру-йога – это не слепое поклонение, привязанность и зависимость Ученика от Учителя. Это высокие духовные отношения, помогающие Ученику покончить со своими комплексами, открыть свое истинное предназначение и, кто знает, может быть в будущем самому стать Гуру.